На трассе

Что делать, если Вам достался грязный трек с плохим сцеплением, а настройки Вашего карта предполагают хорошее сцепление и тягу? Давайте посмотрим, как официальная команда PCR справится с такой ситуацией на трассе 7 Laghi. Вместе с пилотом команды Симо Пухакка мы проследим за всеми этапами регулировки карта.

Статья: Муурицио Вольтини, Елена Лана — фото: Андреа Бонага.
На страницах Vroom вы, вероятно, уже знакомились с самыми разными техническими советами, направленными на то, чтобы максимально улучшить конструкцию вашего карта.
Конечно, не всегда просто применить теорию по механике к реальным условиям на трассе. Как бы ты не пытался обьяснить, какое влияние имеют различные компоненты и детали, и какие манипуляции нужно произвести, чтобы получить нужное поведение карта на трассе, применить такие советы всегда тяжело, ведь манипуляций и способов улучшить конструкцию карта очень много, и подобрать конкретное индивидуальное решение непросто. По этой причине в этом выпуске Vroom мы решили привести вам результаты не совсем обычного трек теста. Вместо того чтобы просто испытывать новые шасси ипи двигатель — что мы продопжим делать в последующих выпусках, как топько появится достойная внимания новинка — мы воспользуемся помощью известных официапьных команд, чтобы посмотреть, как впияют на реакцию рулевого колеса различные смены настроек.

На этой первой встрече нам будет помогать лучший в PCR пилот Super KF — Симо Пухакка, с которым мы договорились о встрече на трассе 7 Laghi в Кастелетто Брандуззо (под Павией),с ним, и с механиком Роберто. Конечно, там мы увидим карт PCR-TM с шасси MXK8, именно на нем ездит пилот из Финляндии на важных гонках. В общем, идеальная ситуация, чтобы посмотреть, как же официальная команда справляется с теми или иными ситуациями, с которыми не редко сталкивается на далеких от идеала трассах. Тем более что нашей встрече как раз предшествовали дождливые дни, а последним здесь проводились финалы Easykart, в классах, после которых остается очень плохое покрытие, в частности, с плохим сцеплением. Кроме того, скорее всего карты, которые на этом мероприятии выходили за пределы трассы, возвращаясь, загрязнили поверхность грязью с шин. Таким образом, мы получили условия, достаточно трудные и для нормальных картов. Теперь представьте, что же будет с Super KF, которые были изначапьно созданы для трасс с почти идеальными характеристиками, в частности, с сильным сцеплением, как на важных чемпионатах мира. Однако, такое вот несовпадение карта и реальных условий случается достаточно часто, похожие ситуации, бывает, складываются в национальных классах, когда ты выезжаешь на трассу с малым количеством участников или вместе с классами, которые «подчищают» за собой поверхность трассы более жесткими шинами (к ним «приклеивается» мягкое вещество, которое осталось на асфальте).

Симо Пухакка, официальный пилот команды PCR в классе Super KF, помог нам в наших экспериментах, выступил в роли тестера и главного инженера: на этих фотографиях он работает в обоих качествах, за рулем и в мастерской, над дисками, которые позволяют проверить количественные данные по передней части карта

ИЗНАЧАЛЬНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
Шасси PCR MXKЗ
Омологация 134/CH/14
Ось 50×1030 зеленая (стандарт)
Задние ступицы Стандартные, 90 мм в магнии или алюминии
Ширина передней колеи 120.5 см
Ширина задней колеи 140.0 см
Высота шасси, передняя и задняя Низкая/низкая
Схождение Открытое, 3 мм
Развал передних колес Открытый, 9 мм, низ
Угол продольного наклона шкворня Загружен
Дополнительные трубы Не установлены
Колесные диски Магний
Шины Vega XM
Двигатель TM125 MF2
Омологация 48/М/18
Карбюратор ibea 30mm
Передаточное отношение 12/81

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАСТРОИКИ
Симо Пухакка дал  несколько инструкций, но как он увидит их эффект? На следующих страницах мы приведем краткий обзор всего, проделанного нами за день. Мы производили различные изменения, которые считали самыми подходящими, а затем проводили пару-тройку тестов, больше из любопытства, а не для реальной проверки. Елена Лана тоже принимала участие в тестировании, выполняла роль пилота и фиксировала время, чтобы дать потом научное объяснения интуитивным ощущениям Пухакка.

B некоторых ситуациях, как на трассе в Кастелетто Брандуззо, где асфальт был очень грязный после дождя, становятся важны и необходимы некоторые настройки, которые обычно не используются в классах, похожих на SuperKF, в этом данном случае нужно было поменять материал ступиц и расстояние между задними колесами.
Помимо отдельно, захронометрированных результатов мы будем анализировать целую сессию, выезд на трассу, после которого будет следовать новая настройка PCR-ТМ. Что позволило нам правильно проанализировать результаты тестов? Мы основывались не только на наших представлениях o том, что могло бы помочь в данной конкретной ситуации. Например, мы увидели, что в несколько экстремальных условиях даже изменения, которые обычно дают результат, могут принести совершенно противоположные желаемым результаты. И на оборот, на первый взгляд бессмысленные манипуляции могут принести пользу. Мы поняли, что очень важно испытать различные регулировки, ничего не принимать на веру, как само собой разумеющееся, но при этом не расстраиваться, если очередной эксперимент не даст ожидаемых результатов. И наконец, никакой анализ не заметит реальное испытание на трассе. B особенности, если ваш пилот — Симо Пухакка, приятный, милый и терпеливый.

АНАЛИЗ. ЗАЕЗДЫ И ГРАФИКИ ОТ UNIPRO.
ЗАЕЗД 1 ОРИГИНАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ Время: 53.32
Мы начали со стандартной конструкции для карта SupeгKF PCR c белыми шинами Vega, умеренно изношенными. Обычный старт, чтобы посмотреть, каковы реальные условия на трассе. Как мы и думали, заезд был неудачным — карт слишком сильно скользил, его заносило. Теперь подумайте об участке в форме «S», которая ведет на прямую, Карт оказался слишком широким.
Елена Лана тоже попробовала силы, и вот, что она говорит: «К карту привыкаешь быстро, только к передний тормозам надо приспособиться, они очень мощные, такие мощные, что задние тормоза, кажется вообще роли не играют. B любом случае, в такой конфигурации карт идет ровнее, но все еще трудно управлять на более узких поворотах; a на выходе, когда можно было бы ускориться до максимума, задняя часть часто проскальзывала.

ЗАЕЗД 2 ЗАМЕНА ЗАДНИХ СТУПИЦ Время: 52.62
B ситуации co слишком большим скольжением Пухакка старался прежде всего увеличить заднее сцепление. Первым делом он решил сменить задние ступицы на другие, той же формы и размера, но сделанные из алюминия, a не магния. Выбор, который в идеальных условиях трассы, уменьшил бы сцепление c дорогой, в этой ситуации сработал совершенно иначе — когда эта часть получила большую гибкость, наступило улучшение. Как видим, время круга поддерживает эту теорию. Пухакка комментирует произошедшее: «Ехать стало легче, и на входе в поворот, и на выходе». на этом этапе мы можем уже провести кое-какое сравнение: График 1 системы получения данных Unipro показывает нам кое-какие полезные данные. Unipro подчеркивает, как эта вторая конфигурация (красная линия) работает лучше на всех участках, особенно на медленной стадии, по сравнению c первым заездом (зеленая линия). На одном из поворотов мы получипи разницу 6 км/ч (56,1 по сравнению c 50,0), как видно на графике 2. Количество оборотов двигателя до и после сильно отличается —добавляет Елена, 6,573 и 7,300. Очевидно, во втором слyчае, двигатель сработал быстрее и быстрее вывел тебя из поворота. Но и это не все.
На втором заезде мы установили алюминиемые ступицы вместо магниевых, чтобы задняя часть карта функционировалла по другому. Улучшение было замечено и на входе в поворот, и на выходе, значительно улучшилась скорость.

Графики наглядно демонстрируют улyчшение в случае co второй конфигурацией

ЗАЕЗД 3 УМЕНЬШЕНИЕ РАЗВАЛА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Время: 51.79
На этот раз мы попытались улучшить управляемость карта посредством усовершенствования геометрии и размеров передней части карта. В частности, угол развала передних колес был уменьшен, таким образом развал передних колес (или, если хотите, их вертикальность) было уменьшено c 9 до З  мм. Эта операция обычно влечет за собой усиление сцепления передних колес, но Пухакка полагает, что такие модификации улучшат реакцию карта в целом, поскольку часто задняя часть карта трудно управляется и нyжно рулить больше, чем необходимо. Фактически, если мы это делаем при недостаточном сцеплении передних колес, карт пробуксовывает. Стержень «С», чтобы это компенсировать, должен переместиться на полтора деления наружу: это также, пусть и ненамного, увеличит угол продольного наклона шкворня. После этих модификаций карт реагирует положительно, они позволяют также лучше двигаться по кривой, a на выходе не сильно расширяться, Резко снижается время круга. Показатели демонстрируют также улучшенную скорость и повышение оборотов двигателя на низкой скорости. Показанное время особенно низко на медленном участке трассы, Что касается того, что мы только что сказали, то так можно ускоряться заранее, и гораздо сильнее: графики З и 4 это подтверждают, красная линия поднимается раньше и гораздо резче.
Эта информация говорит нам o том, как улучшить скорость и обороты двигателя. Помимо цифр нам o том, же свидетельствует уменьшение времени круга в сравнечии с предыдущей конструкцией, особенно на медленном участке трассы.

Елена говорит по этому поводу, что «хотя это и может показаться незначительным, все же на подчеркнутом участке добавилось 1,000 оборотов и 7 километров в час. Если результаты умножить на число кривых, то начинаешь понимать всю важность, которую пpиобретают даже маленькие детали и колебания»

Уменьшение развала передних колес приводит к увеличению  сцепления на  передней оси, a иногда и на  задней.

ЗАЕЗД 4 ОСЛАБЛЕНИЕ ОПОР СИДЕНЬЯ Время: 51.63
При очень скользкой трассе иногда полезно ослабить опоры сиденья. Таким образом, метод очень эффективный. Следует отметить, что это особенно полезно на влажной трассе, a на сухой трассе, как в этом случае, и особенно — на стадии улучшения погоды и после очищения трассы другими картами,  но это, прежде всего, эксперимент. Так или иначе, этот эксперимент имеет свои интересные детали: обычно гайки откручивается на дополнительных опорах, тех, которые соединяют картели и задние подшипники; вместо этого эксперты PCR решают ослабить задние опоры сиденья, приваренные к шасси. По ощущениям Пухакка тест дал негативные результаты, он говорит, что при торможении меньше сцепления и больше внимания нyжно уделять рулю. И все же, показанное время несколько компенсирует негативные ощущения Пухакка. Но общее ощущение такое, как будто это больше благодаря улучшению условий на трассе, a не конструкции. Глядя на имеющуюся статистику, a не только собственно на время, понимаешь, что общая картина показателей ухудшилась, что подтверждают ощущения пилота за рулем.
Здесь мы видим, что большая часть показателей ухудшилась в сравнении c предыдущей конфигурацией, что подтверждает внyтренние ощущения пилота, который говорил, что ухудшается торможение и рулить приходится больше, чтобы выполнить вход в поворот.

Давайте посмотрим, насколько эти pезyльтаты похожи, и как мало изменяются. Первый сектор практически один и тот же в обоих случаях, во втором и третьем случае есть легкое улучшение и в четвертой сессии, хотя мы и сказали, что изменения не повлияли положительно при таких условиях на трассе.

ЗАЕЗД 5 УМЕНЬШЕНИЕ КОЛЕИ ЗАДНИХ КОЛЕС Время: 50.47
На этом этапе мы намерены попробовать самую распространенную модификацию карта, связанную c его задней частью. Мы затягиваем ее примерно на сантиметр c каждой стороны. Но речь идет не o том, чтобы просто посмотреть, что будет . Пухакке не очень нравится эта техническая регулировка. Опять же, на карте такого типа трудно оторваться от максимума, который разрешают правила —140 см. А вот реакция карта была очень положительной, время резко снижается, так что и Финн удивился: повороты округляются, карт двигается более гладко, сцепление хорошее и чувствуешь, что внутреннее колесо поднимается уже на входе, говорит он, вылезая из карта. Возможно, это связано c дополнительной нагpузкой на внешнее колесо на трудной трассе, и c тем, что требуется дополнительное давление на переднее колесо, чтобы шина лучше срабатывала. На 6-ом графике мы видим, что голубая линия в этом заезде постоянно выше красной лини: она резко повышается, торможение стало происходить более эффективно и чисто. Не только скорость и обороты меньше падают, но и пики зтих двух показателей становятся выше. Трасса осталась довольно скользкой — подчеркивает Елена — в этой конфигурации есть хорошая точность на поворотах, даже на быстрых поворотах. Другими словами, наши старания не пропали даром.

ЗАЕЗД 6 ЗЕРНА НА ТРЕТЬЕМ ПОДШИПНИКЕ Время: 50.О3
Эта модификация направлена на то, чтобы получить больше тяги, особенно при выходе из поворота. Это могло бы принести пользу, вот только, на самом деле, не приносит: наоборот, поведение карта становится очень проблематичным. «Это получилось бы, если бы речь шла o карте c коробкой передач KZ—обьясняет нам Пухакка, — но в этом случае выход получается менее гладким, и карт «yбегает» на входе в поворот. На правом повороте внутреннее колесо c трудом поднимается. Чувствуешь это, только когда тормозишь на прямой, и стабильности больше. Однако время, полученное в результате, эксперимента, не такое уж и плохое. «Система получения статистики не показала больших различий, — говорит Елена, -и лучшее время, показанное в этом заезде, объясняется исключительно навыками вождения пилота. График изменения времени на 7-ом экране показывает, что на определенном этапе линия, представляющая собой лучшее время последнего заезда смещается от зеленой положительной и красной неблагополучной. Это происходит на трудном правом повороте после старта, от красной точки на графике. Также глядя на график оборотов двигателя снизy, вы видите, что две линии почти всегда пересекаются, кроме некоторых участков голубой линии (предыдущий заезд), начиная c данной точки.

ЗАЕЗД 7 ОРИГИНАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ Время: 49.81
На этой стадии стало очевидно, что большая часть успехов по хронометражу объясняется условиями трассы, которые постепенно улучшаются —условия постепенно приблизились к нормальным по мере увеличения температуры воздуха, a еще — потому что на трассе появилось больше картое. Чтобы проверить степень влияния условий, мы еще раз попробовали испытать оригинальную конструкцию карта, ту же, что и на утреннем заезде, и посмотрим, что выйдет.
Честно говоря, поведение карта оказалось почти то же самое — карт скользил, что подтверждает, что эта конфигурация далеко не идеальна. Но мы не можем сказать, что ничего не изменилось — показатели времени улучшились (на 3.5 секунды меньше в сравнении c первым заездом), График 8 дает сравнение между первым и последним заездом, то есть теми двумя, которые проводились c оригинальной конструкцией карта, но c разницей в 4 часа. Красная линия такая же как и в последний раз, но в то же время лучше, чем голубая (за исключением показателя максимальной скорости из-за ограничителя оборотов).
«Даже если считать, что теперь двигатель подвергается меньшему давлению на медленном участке трассы, это еще не означает, что эта конструкция хорошо для таких условий трассы, — поясняет Елена в своей финальной речи. Таким образом, наши эксперименты подтвердили, что условия трассы влияют на качество езды, а также мы выяснили, что если вы выбираете регулировку карта, нельзя основываться исключительно на временных показателях — нужно уметь анализировать имеющиеся статистические данные и условия трассы.

Источник http://kartsport4you.com/
Оригинал на английском языке http://www.vroom.it

Нет комментариев »

You must be Войдите чтобы оставить комментарий.

Теги: , , ,