Тренировки
Ознакомительная тренировка
Когда мы уже увидели трассу гонок и установили необходимое для нее передаточное отношение, можно спокойно ожидать начала ознакомительной тренировки. Как говорит само название, это тренировка, предназначенная для ознакомления с трассой гонок, определения наилучшего способа ее преодоления.
На больших соревнованиях на ознакомительную тренировку (называемую также неофициальной тренировкой) отводится довольно много времени, иногда несколько часов. В таком случае мы не будем спешить, чтобы полностью использовать возможность освоить трассу. Трасса открыта на время тренировки и на нее можно выехать в любой момент. Можно многократно возвращаться в парк машин для устранения неполадок или смены звездочки и снова выезжать на трассу для проверки результатов работы.
На некоторых соревнованиях на ознакомительную тренировку отводится меньше времени, но на трассу гонщиков выпускают группами по несколько человек. В этом случае после выезда из парка машин уже на первом прямом участке надо решить, как расположиться по отношению к конкурентам.
Первые круги лучше проехать неспеша, определяя на практике траекторию движения по всему кругу. Точнее всего это можно сделать, когда никого нет рядом. Поэтому лучше подальше отстать от остальных гонщиков. В результате этого мы сможем отрабатывать преодоление различных участков трассы, не будучи ограничены необходимостью учитывать возможные маневры других гонщиков.
По мере увеличения числа пройденных кругов надо увеличивать скорость, выйдя со временем на такой ритм движения, который мы будем использовать во время гонки. Надо научиться преодолевать трассу почти автоматически, проходя каждый поворот по одной и той же траектории. Переключать передачи, тормозить и ускоряться мы должны в одних и тех же точках трассы.
Иногда случается, что некоторый участок трассы никак не дается гонщику. На такой участок надо обратить особое внимание и, если это возможно, проезжать его чаще, чем остальную трассу. На некоторых картинговых трассах можно сократить себе путь и проехать трудный участок несколько раз подряд.
Если мы примем тактику постепенного увеличения скорости и отпустим остальных гонщиков вперед, то они догонят нас через несколько кругов. Отработанный на первых кругах способ движения теперь нам можно примерить к ним. Делать это надо осторожно и только на безопасных участках трассы, а не в узких местах. Сравнивая развиваемые ускорения или скорость преодоления поворотов с другими гонщиками, всегда надо учитывать, что они могут ошибаться. Ведь все оказываются на трассе в этот день впервые.
Уже через несколько минут ознакомительной тренировки можно оценить, правильно ли мы подобрали передаточное отношение. Если его надо изменить, то сделаем это в парке машин. Снова выезжая на трассу, надо соблюдать особую осторожность, потому что на ней находятся другие гонщики. Здесь надо беспрекословно выполнять указания судьи, который определяет возможность выезда на трассу и дает разрешение. Если перед выездом есть небольшой прямой участок, то по сигналу судьи на нем надо разогнаться. Надо стремиться достичь такой скорости, с какой движутся по трассе остальные гонщики. Только в этом случае мы не создадим помех на трассе.
Часто перед началом ознакомительной тренировки гонщики договариваются между собой о том, что некоторый участок трассы они проедут вместе, сравнивая свои возможности. Такое сравнение абсолютно безопасно, если гонщики помнят, что это ознакомительная тренировка, а не гонки. Обгон любой ценой на тренировке не лучшим образом характеризует обгоняющего и заслуживает всякого порицания.
Во время ознакомительной тренировки надо не столько обгонять, сколько оценивать возможность обгона на разных участках трассы. Внимательно наблюдая за конкурентами мы можем заметить, в каких местах и какие ошибки они совершают. Эти наблюдения пригодятся при обгоне во время соревнований.
Обычно на каждой трассе несколько трудных мест. Эти места надо не только узнать, но и попробовать их проехать разными способами, выбирая наилучший из них. Например, после ночного дождя на трассе остались лужи на внутренней стороне поворота. Брызги из луж покрывают водой теоретически наиболее выгодную траекторию движения. В этом случае может оказаться, что быстрее можно преодолеть этот поворот по траектории, удаленной от внутреннего края, но зато по сухой поверхности, обладающей большим сцеплением. Аналогично надо оценивать неровные или покрытые песком места.
Картингист должен всегда помнить, что его езда должна быть прежде всего эффективной, а не эффектной. Трюкачество и риск не только снижают эффективность, но и приводят к возникновению опасных ситуаций. Цель гонщика — закончить соревнования на самой высокой позиции, а не понравиться публике, жаждущей сенсации. Хорошо бы помнить об этом и во время ознакомительной тренировки.
Время нахождения на трассе во время тренировки надо спланировать так, чтобы оно было не больше, чем это необходимо для отработки приемов прохождения трассы. Слишком продолжительная тренировка приведет к изнашиванию техники, особенно дорогих двигателя и резины, которых потом может не хватить для нормального окончания гонки.
Может случиться, что ознакомительная гонка оказалась слишком короткой, и мы не успели подобрать наилучшее передаточное отношение. Изменение передаточного отношения после ознакомительной тренировки можно проводить лишь в том случае, если мы уверены в необходимости этого изменения. Если у нас нет такой уверенности, оставим те звездочки, с которыми проводили тренировку. Изменение передаточного отношения при отсутствии возможности проверить ею уменьшит наши шансы показать хорошее время при проведении ожидающей нас официальной тренировки.
По окончании ознакомительной тренировки каждая команда должна обсудить с руководителем команды и механиком способ сигнализации во время гонок. Надо также четко определить места, на которых будут располагаться тренеры. Желательно определить, каким способом будет сообщаться позиция, занимаемая гонщиком, и какие сигналы будут означать «быстрее» и «медленнее». При одновременном старте нескольких гонщиков одной команды целесообразно установить сигнал «уступи дорогу». Правильная сигнализация значительно увеличивает шансы занять высокое место не только одному, но и всем членам команды, и, следовательно, занять высокое место в командном зачете.
Официальная тренировка
Официальная тренировка, называемая еще контрольным заездом, проводится для определения последовательности расположения гонщиков на старте. Расстановку на старте определяет время прохождения одного круга. Хорошее место на старте гонок имеет огромное значение и позволяет показать высокий общий результат, поэтому во время официальной тренировки решаются судьбы многих гонщиков.
Прежде официальная тренировка проходила так: гонщик самостоятельно проезжал два круга, причем измерялось время обоих кругов. Лучший результат становился официальным, принимаемым во внимание при определении стартовой позиции. Конец второго круга сигнализировался флагом «финиш».
С 1980 г. применяется другая система официальной тренировки. На трассу на определенное время выпускают группу спортсменов. У каждого гонщика фиксируется время прохождения всех кругов, лучший результат становится официальным. В таком случае выгоднее первый круг проехать с такой скоростью, чтобы оказаться подальше от остальных гонщиков. Это поможет без помех провести гонку на время и избавит от необходимости обгонять кого-либо, для чего приходится съезжать с наиболее выгодной траектории движения.
Понятно, что во время официальной тренировки надо использовать все свое умение и все возможности своего карта. С этой точки зрения официальная тренировка ничем не отличается от самой гонки. Но нужно уметь держать себя в руках, потому что в стремлении показать наилучшее время можно легко переоценить свои возможности, а любая неточность в управлении картом ухудшает результат.
В соревновании картов гоночной категории спортсмены имеют примерно одинаковый уровень, поэтому время официальной тренировки надо фиксировать с точностью до 0,01 с. Такой точности можно добиться только с помощью электронного хронометража и фотофиниша. Правилами СИК определено, что камера фотофиниша должна располагаться не выше 25 см над землей. Этим пользуются некоторые гонщики, вытягивая ноги на 20—30 см вперед. Благодаря этому можно показать время примерно на 0,01 с лучше и переместиться на несколько стартовых полей вперед.
Во время официальной тренировки обычно проводится официальный контроль .уровня шума. Это делают судьи с помощью фонометра. Точное расположение фонометра на трассе определяется правилами. Допустимый уровень шума двигателя (на 1980 г.) 88 дБ плюс 3 дБ, т. е. верхняя граница уровня шума составляет 91 дБ. Спортсмены, карты которых имеют более высокий уровень шума, получают штрафные очки, которые добавляются к результату каждого заезда гонок. Превышение допустимой границы уровня шума приводит к большим потерям, поэтому. целесообразно еще перед официальной тренировкой проверить уровень шума карта. Организатор обычно предоставляет такую возможность.
После окончания официальной тренировки надо изучить расстановку сил, анализируя время, показанное каждым из гонщиков. Обычно это время является показателем истинных возможностей гонщика, и только случай может лишить хорошего гонщика надлежащего ему стартового места. Случается, что очень хорошее время на официальной тренировке показывает отличный гонщик, но имеющий не самую лучшую технику. Ему надо критически оценивать свои реальные возможности, потому что хорошее время на тренировке было показано в отсутствие соперников на трассе. Во время гонок плохая техника перечеркнет все надежды, ибо на ней не удастся обогнать соперника, а скученность гонщиков не позволит наверстать упущенное даже с помощью великолепной техники.
Автор: Фейгин Артем | 18.02.2009
Нет комментариев »
Извините, комментирование закрыто сейчас.