Картодромы

Общие сведения

Все соревнования достаточно высокого уровня проводятся на специальных картодромах, т. е. трассах, построенных спе­циально для занятий картингом. Картодром представляет собой большое травяное поле, на котором проложена извили­стая асфальтовая трасса гонок. Специальные картодромы имеют все оборудование, предусмотренное правилами. Большей частью оно построено капитально, создавая инфраструктуру карто-дрома.

В настоящее время в Польше действует десять картодро-мов. Два из них, в Быдгоще и Козле, гомологированы ФИСА для проведения международных соревнований. К сожалению, не ясно будущее трассы в Козле. Картодром расположен в цен­тре города, поэтому весьма остро стоит проблема шума, созда­ваемого картами. Местные жители требуют закрытия карто-дрома, выдвигая справедливые претензии. Добавим, что одной из главных причин закрытия отличной трассы во Вроцлаве также был шум, причиняющий беспокойство пациентам близ­лежащей больницы.

Картодром в Кошалине имеет шансы вскоре стать одним из лучших в Европе. Он построен при самом активном участии учащихся кошалинской автошколы. Сейчас трасса реконструи­руется, увеличивается ее длина, приводится в порядок оборудо­вание картодрома. На трассе в Кошалине уже прошли несколько крупных соревнований.

Пришкольные трассы находятся в Щецине, Сквежине и Ру-сочине. Эти картодромы отлично подходят для проведения районных и зональных соревнований, хотя для соревнований более высокого уровня они маловаты.

Четыре новейших объекта этого типа находятся в Познани, Билгорае, Люблине и Стары-Киселине (около г. Зелена-Гура). Трасса в Познани является частью огромного автодрома «Поз­нань».

Предусмотрено создание еще нескольких картодромов, часть из которых уже строится. По числу картодромов Польша на­ходится на одном из первых мест в мире.

Добавим, что многие картодромы в свободное от соревно­ваний время используются для различных учебных целей. Здесь учатся вождению мотоциклов и автомобилей, трассы исполь­зует школа повышения мастерства водителей автосоюза и т. п. Таким образом, специализированные (и дорогие) объекты прак­тически не простаивают.

Форма трассы

На рис. 10.1 представлены шесть картинговых трасс. Все они прошли гомологацию ФИСА, поэтому на них могут проводиться соревнования самого высокого уровня. Форма отдельных уча­стков этих трасс типична для всех картодромов, даже не про­шедших гомологации. А соединение этих участков в единое це­лое может быть произвольным, оно определяется ландшафтом, изобретательностью создателей трассы и наличными средст­вами.

Длина и ширина трасс изменяются в довольно большом диапазоне, однако в каждом конкретном случае они соответствуют пра­вилам. Конечно, качество всех гомологированных трасс доста­точно для проведения самых ответственных соревнований.

18

Рис. 10.1. Схемы некоторых картинговых трасс:

а — Эшторил, Португалия; б — Езоло, Италия; в — Гонконг; г — Парма, Италия;

d — Кристианстад, Швеция; е — Волен, Швейцария

Трасса и ее ограждение

Поверхность трассы картодрома делается из специального асфальта, имеющего высокий коэффициент сцепления и нечув­ствительного к высокой температуре окружающей среды. Бетон не применяется из-за недопустимых неровностей, вызванных так называемыми температурными швами, необходимыми по тех­нологии укладки бетона. Кроме того, на бетоне чрезвычайно быстро изнашиваются протекторы шин, что совершенно непри­емлемо при высокой стоимости протекторов.

Поверхность трассы плоская, обеспечивающая сток воды, поэтому на картодромах не бывает луж, из-за которых невоз­можно проведение соревнований. На многих трассах поверх­ность поворотов наклонена к внутреннему краю, что позволяет быстрее преодолевать виражи.

Трасса на прямых участках не огораживается. Поверхность трассы находится на том же уровне, что и поверхность газона вне трассы. Поэтому неожиданный сход с трассы абсолютно не связан с риском повредить карт. Обычно края трассы раз­мечают непрерывной белой линией.

На многих картодромах повороты трассы также не имеют дополнительных ограждений. Поверхность плавно переходит в газон. Нарисованная на таком повороте у внутреннего края белая линия, обозначающая трассу гонок, является только лишь украшением, потому что спортсмены используют всю ширину дорожки, пересекая эту линию на каждом повороте.

На «быстрых» виражах спортсмены очень редко выезжают внутренними колесами на обочину. А на виражах с малень­ким радиусом, «медленных», практически все срезают поворот. Колеса картов выбрасывают при этом на трассу песок и камни. Из-за песка на асфальте сильно снижается сцепление колес с поверхностью и возникает опасность при движении на вираже. Это особенно заметно в дождь, когда пыль превращается в грязь, на которой управление картом прак­тически невозможно.

Чтобы избежать возникновения таких ситуаций, на многих картодромах трассу на поворотах ограничивают постоянными или временными ограждениями. Внутренние радиусы поворотов обозначают невысокими «бордюрами» такой формы, чтобы наезд карта на них не представлял опасности. На такой трассе водители стараются избегать наездов на ограждения. У некоторых трасс на внутренних радиусах виражей уложены автомобильные шины. Иногда шины укладываются и в других местах трассы. Новейшие правила СИК запрещают применение шин для ограждения трассы.

Иногда используются постоянные ограничения трассы на внутреннем радиусе поворота, но только в тех местах, где из виража выход сразу на прямой участок трассы. Такого рода ограничения практически не видны над поверхностью трассы, однако они неровные, как стиральная доска. Выезд на такую поверхность не представляет никакой опасности, но начинается неприятная тряска, поэтому спортсмены избегают наездов на такого рода ограничения трассы.

Трасса гонок должна быть соединена с парком машин от­дельными въездом и выездом. Въезд на трассу должен быть направлен так, чтобы спортсмен, въезжая по касательной на трассу, мог разогнаться, получив, конечно, разрешение судьи. Таким образом удается избежать нарушений в движении по трассе гонок.

Съезд с трассы в парк машин должен быть расположен так, чтобы спортсменам не приходилось резко снижать скорость и совершать сложные маневры. Плавный съезд начинается обычно на «медленном» вираже. Чтобы съехать с трассы, спорт­смену на повороте надо ехать прямо, предварительно подняв руку и предупреждая тем самым остальных гонщиков о пред­стоящем маневре. Торможение осуществляется уже на пути в парк машин. Съезд с трассы должен быть извилистым, чтобы водители были вынуждены затормозить и въехать в парк машин на небольшой скорости.

Вдоль всей трассы с обеих сторон должна быть полоса безопасности шириной не меньше 10 м. Это значит, что зри­тели должны быть удалены от трассы на это расстояние. Если условия не позволяют выделить такую полосу, на трассе дол­жны быть защитные средства, обеспечивающие безопасность зрителей. Защитные средства должны быть достаточно лег­кими, чтобы удар карта в них не представлял опасности для водителя (тюки соломы, пенопласта и т. п.). Защитные средства на виражах должны быть более мощными.

Несмотря на эти защитные средства, зрители должны на­ходиться на выделенных для них местах, отделенных от трассы надежным ограждением. Ограждение должно находиться не ближе 6 м от края трассы. Лучшее место для зрителей — это трибуны, которые имеются на большинстве картодромов.

Старт — финиш

Основные организационные силы соревнований сосредо­точены на линии «старт — финиш». По международным пра­вилам на картодроме должно быть крытое место контроля вре­мени и кругов. Поэтому каждый высококлассный картодром имеет так называемую стартовую вышку (рис. 10.6). Это зда­ние порой действительно напоминает вышку, расположенную напротив линии «старт — финиш». В некоторых случаях вышка имеет форму ворот и располагается над трассой поперек ее.

24

Рис. 10.6. Старт на кошалинском картодроме; под стартовой вышкой небольшая трибуна

За линией «старт — финиш» на поверхности трассы разме­чены стартовые поля. Обычно в первом ряду стоят четыре ма­шины, во втором — три, в третьем снова четыре и т. д. Первые стартовые поля расположены на той стороне трассы, в которую она делает первый поворот. Такое расположение позволяет гонщику, занимающему первое стартовое поле, войти в поворот по внутренней, наиболее удобной стороне. Это вполне оправ­дано, потому что этот гонщик завоевал эту стартовую пози­цию во время официальной тренировки, быстрее всех преодолев один круг. Рядом с линией «старт — финиш» около трассы находится пункт контроля времени. На всех соревнованиях высокого ранга контроль времени осуществляется электроникой с использованием фотофиниша, персонал проходит специальную подготовку. Точность хронометража не менее одной сотой секунды. Рядом расположен стол с полным набором сигнальных флагов, используемых главным судьей гонки или уполномочен­ными им лицами для подачи сигналов во время соревнований. Иногда применяется световая стартовая сигнализация. Она должна быть расположена примерно в 10 м от линии старта так, чтобы ее хорошо видели все спортсмены. Рядом находится табло, информирующее гонщиков о количестве кругов, оставшихся до финиша, и иногда сообщающее старто­вый номер лидера.

Для того чтобы можно было комментировать ход соревно­ваний, картодром должен быть радиофицирован. На некото­рых картодромах имеется постоянная телефонная связь между местом старта и парком машин.

Парк машин

Одной из основных частей картодрома является парк машин. Это специально выделенное место рядом с трассой гонок, на котором располагаются карты и технические машины.

Парк машин должен иметь твердое покрытие. Нередко в со­ревнованиях участвуют более ста спортсменов, поэтому парк машин должен быть достаточно большим, чтобы все могли раз­меститься и чтобы осталось место для обслуживания карта и для отдыха между заездами.

На некоторых картодромах в парке машин имеются ста­ционарные боксы. Каждая команда получает в свое распоряжение отдельный бокс. Крыша над головой имеет особенно большое значение во время дождя. Бокс полезен и в том случае, если соревнования продолжаются два дня. Нет необходимости грузить карты на машины и упаковывать ин­струменты и оборудование; все это на ночь запирается в боксе.

В парке машин обязательно должны быть весы. Они должны быть доступны каждому спортсмену в любое время. Целесообразно, чтобы весов было двое, одни около технической комиссии, вторые в глубине парка. Естественно, показания весов должны совпадать, а весы должны пройти контроль. Весы могут быть пружинные или десятичные с комплектом гирь. Если применяются десятичные весы, необхо­димо обеспечить их посто­янное квалифицированное обслуживание.

Выезд из парка машин на трассу гонок должен быть таким, чтобы можно было предварительно рас­ставить гонщиков перед выездом на старт. На большинстве картодромов имеются предстартовые площадки. На предстартовой площадке размечены стартовые поля, как и на линии «старт — финиш». Благодаря этому можно расставить спортсменов по своим местам еще до выезда на старт. Сделать это можно без спешки, даже если не закончился предыдущий заезд. Около предстартовой пло­щадки обычно расположено табло для информационных сообщений. Если парк машин расположен далеко от места старта, необ­ходимо обеспечить радио- или телефонную связь с ним.

Одним из важнейших с точки зрения спортсменов эле­ментов парка машин является трасса для пробных заездов. На некоторых картодромах это прямой отрезок основной трассы, выделенный под парк машин. Иногда для пробных заездов организуется отдельная мини-трасса (рис. 10.12).

Рядом с картодромом должна находиться стоянка для ма­шин, на которую ставят не нужные в парке машин автомобили команд и автомобили многочисленной иногда публики.

34

Рис. 10.12. Картодром в Езоло, Италия; вдали видна тренировочная трасса

Нет комментариев »

Извините, комментирование закрыто сейчас.