Основы
Требования, которым должен соответствовать водитель
Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.
Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих соперников. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревнований. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.
Популярные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоночные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реакция гонщика, чтобы на таких скоростях, в толкучке десятков конкурентов не потерять управления, чтобы в таких условиях преодолевать десятки поворотов, управлять мощностью двигателя, безошибочно выбирая передачу, и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности; любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигателей, в напряженной обстановке гонок, на глазах сотен зрителей.
Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картинге. Он сказал, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние в несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.
Чтобы управлять картом, надо иметь талант. Под этим определением следует понимать полный набор особых психофизических качеств, которые не всегда можно оценить количественно, измерить. Прежде, чем мы решимся сесть на карт в качестве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, мы сможем избежать многих разочарований.
Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом человеком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недостатках или психической неуравновешенности.
Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции. Ее можно примерно оценить, проделав несложный эксперимент. Возьмем лист писчей бумаги и попросим кого-нибудь прижать его за верхний край к стене на уровне груди. Теперь возьмем в руку карандаш и будем держать его перпендикулярно листу на расстоянии в несколько миллиметров от стены, прицелившись незаточенным концом в нижний край листа.
Проведем эксперимент. Держащий листок партнер, все время разговаривая с нами, неожиданно опускает его. Листок падает вдоль стены. Наша задача как можно быстрее прижать листок карандашом к стене.
Оцениваем результат эксперимента. Он будет тем лучше, чем ближе к нижнему краю листа окажется карандаш, прижимающий его к стене. Если же вы прижали лист в верхней его части, то можно забыть о картинге: слишком медленная реакция.
Водитель карта должен иметь хорошее зрение. Его проверяют во время обязательного медицинского обследования. Сами же мы дополнительно можем проверить столь важное для картингиста боковое зрение. Хорошее боковое зрение означает широкий угол зрения и позволяет водителю наблюдать за происходящим сбоку, не поворачивая головы и не упуская из виду направление движения.
Для определения угла зрения проделаем еще один эксперимент. Глядя перед собой, вытянем горизонтально вперед руки со сжатыми кулаками и выставленными большими пальцами. Теперь разводим руки в стороны и, не поворачивая глаз, наблюдаем за пальцами. Руки разводим до тех пор, пока видим пальцы. Угол, который образуют между собой руки, и будет углом зрения наших глаз. Желательно, чтобы мы видели пальцы при угле 180°.
Водитель карта всегда должен быть в хорошей физической форме. Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна, выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо говорить об устойчивости к совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум, возбуждение, напряжение и т. п.
Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным и уметь ездить без излишнего риска. В любой ситуации он должен уметь владеть собой. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас определять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуитивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной ситуации.
Картингист должен отлично владеть техникой скоростной езды на. карте, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен быть и механиком. Ему не обязательно все делать самому, больше того, в перерывах между заездами он и не должен возиться с картом, предоставив это коллегам-механикам. Но он должен отлично знать конструкцию и «характер» двигателя и других механизмов карта, чтобы чувствовать их работу, предохранять их от перегрузки или повреждения и суметь довести карт до финиша, а ведь это является основным условием достижения хорошего результата.
Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда неизвестно, что ждет едущих впереди.
Обязательным условием занятий картингом является соответствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их добиться. Только сплав мастерства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.
Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофизическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, врожденная, которую невозможно однозначно определить. При управлении картом необходимо еще чутье, врожденное шестое чувство, благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать предоставившуюся ему возможность. Я считаю, что опытный тренер, наблюдая за группой ребят, впервые севших за карт, уже через несколько кругов безошибочно определит, кто станет хорошим гонщиком, кто имеет шансы стать выдающимся спортсменом, а кто навсегда останется середняком.
Экипировка водителя
Водители картов, особенно в молодежной и популярной категориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.
Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.
Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем. Чаще всего используется шлем, закрывающий всю голову и лицо. Шлем представляет собой довольно жесткую и прочную оболочку из стеклопластика. Спереди сделано поперечное окно, через которое смотрит гонщик. Соответствующим образом сделанная подкладка обеспечивает плотное прилегание шлема к голове. Полностью замкнутая конструкция шлема может привести к тому, что непривычный человек в первый момент может почувствовать себя неуютно, очень скованным. Естественно, это чувство скоро проходит.
Окно в шлеме, через которое смотрит водитель, закрыто забралом из плексигласа. Забрало на шарнирах поднимается вверх. Опущенное забрало закрепляется двумя защелками. Забрало делается полностью прозрачным либо затемненным с переменной степенью затемненности. Выбор забрала определяется погодой.
На забрале не должно быть царапин, волн или помутнений, искажающих картину, а в солнечную погоду создающих десятки раздражающих зайчиков. К сожалению, забрала из плексигласа легко царапаются. Практически каждый сезон, а то и чаще надо обновлять комплект забрал. Небольшие царапины можно удалить, полируя плексиглас окисью церия или специальной пастой для полировки пластмасс.
Чаще всего забрало царапают в дождь, когда гонщику все время приходится его протирать рукой. Чтобы избежать этого, вместо забрала предлагаются устройства, отбрасывающие воду. Такое устройство представляет собой прозрачный диск из плексигласа, вращающийся на оси, кронштейн с этой осью крепится к шлему вместо забрала. Вращение диска во время гонок обеспечивают небольшие лопатки, имеющие соответствующую форму, расположенные по периметру диска. Попадающая на диск вода стекает с него под действием центробежных сил, возникающих при вращении. На наших трассах все еще можно видеть традиционные шлемы, закрывающие только верхнюю и заднюю части головы. С таким шлемом приходится обязательно использовать защитные очки. Очки необходимы для защиты глаз от ветра, пыли и насекомых, находящихся в воздухе. Очки должны быть хорошо подогнаны к лицу водителя и хорошо прилегать к нему по всему контуру. Щели между краем очков и лицом приводят к возникновению «сквозняков», вызывающих слезотечение, а это уменьшает остроту зрения. Это замечание не относится к отверстиям в очках, предусмотренным для проветривания пространства между очками и лицом. Правильное расположение отверстий препятствует конденсации влаги на стеклах. Поскольку проветривание эффективно лишь во время движения, очки на глаза надо надевать за 10—15 с до старта.
При гонках в солнечную погоду большую пользу может оказать козырек, прикрепленный к шлему.
Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бывали случаи тяжелых травм головы из-за того, что при опрокидывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.
Спортсмены гоночной категории должны пользоваться комбинезоном, сшитым из искусственной или натуральной кожи. В школьно-молодежной и популярной категориях разрешается использование комбинезонов из других материалов.
Комбинезон должен быть хорошо подогнан; он не должен где-нибудь давить или сковывать движения. Если вместо кожаного комбинезона мы используем брюки с подтяжками и заправленную в них рубашку с длинными рукавами, надо следить, чтобы эта одежда плотно прилегала к телу. Слишком просторный комбинезон «раздувается» и трепещет во время движения, увеличивая сопротивление и мешая управлять картом. Особенно важно это по отношению к штанинам, которые наполняются набегающим воздухом и задираются, оголяя ноги.
Торговцы картами предлагают также специальные дождевые комбинезоны.
В международных командных соревнованиях все члены одной команды должны иметь одинаковые костюмы и шлемы национальных цветов. В индивидуальных гонках национальные цвета обязательны только на шлемах. Водители или команды, не выполняющие эти требования, могут быть наказаны штрафными очками, которые потом окажут влияние на окончательное распределение мест.
Обувь для картинга должна быть кожаной и довольно высокой, до половины голени. В школьно-молодежной и популярной категориях допускается более низкая обувь, но обязательно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть по ноге и тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с глубоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала.
Использование кожаных перчаток обязательно для безопасности и удобства. Перчатки предохраняют ваши руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.
Рекомендуется, чтобы у каждого гонщика на шее был жетон с выгравированными на нем фамилией гонщика и его группой крови. Этот жетон может оказать неоценимую услугу при необходимости оказания срочной и эффективной медицинской помощи после аварии. Некоторые гонщики, защищаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 мин, применение затычек нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.
Посадка водителя на карте
Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку не трудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.
Водитель на карте должен сидеть свободно и удобно (рис. 12.4, а). Туловище должно быть отклонено назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении между «без пятнадцати три» и «десять минут третьего». Ноги слегка согнуты в коленях (на рис. 12.4, а колени согнуты слишком сильно), пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали свободно с расслабленными мышцами.
Очень важно придать педалям такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. В двухпедальной системе ноги постоянно касаются педалей, совершая лишь небольшие движения (рис. 12.5). В трехпедальной системе нужно иметь возможность легко, естественным движением переложить правую ногу с педали тормоза на педаль газа и обратно.
Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскакивали с педалей. Показанная на рис. 12.5 педаль тормоза (левая) оснащена для этого дополнительной «шпорой», сделанной из проволоки.
Рис. 12.4. а — правильная; б — неправильная
На картах, позволяющих занять правильное положение, некоторые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков (см. рис. 12.4, б), судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.
На трассе водитель не должен изменять положения рук на руле. Руку от руля можно отрывать только для переключения передачи. Некоторые водители делают это почти не отпуская руля. Иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сиденья. Это не сказывается на управлении картом, но избавляет водителя от смещений при тряске.
Применение привязных ремней правилами разрешено, но нецелесообразно и практически не встречается. При опрокидывании карта даже лучше, если водитель вылетит из него, потому что нет кузова, который защищал бы его от ушибов.
Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны, руки не должны их заслонять. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель. Во время гонок некогда фиксировать числовые значения, можно только отметить, находится ли стрелка в поле отмеченного диапазона.
Рис. 12.5. Правильное положение ног
Автор: Фейгин Артем | 09.02.2009
Нет комментариев »
You must be Войдите чтобы оставить комментарий.