Основы

Требования, которым должен соответствовать водитель

Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, кото­рые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.

Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих соперников. Для достижения этой цели необходимо использовать все воз­можности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревно­ваний. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.

Популярные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоноч­ные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реак­ция гонщика, чтобы на таких скоростях, в толкучке десятков конкурентов не потерять управления, чтобы в таких условиях преодолевать десятки поворотов, управлять мощностью двига­теля, безошибочно выбирая передачу, и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности; любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигате­лей, в напряженной обстановке гонок, на глазах сотен зрителей.

Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картин­ге. Он сказал, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние в несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.

Чтобы управлять картом, надо иметь талант. Под этим опре­делением следует понимать полный набор особых психофизи­ческих качеств, которые не всегда можно оценить количественно, измерить. Прежде, чем мы решимся сесть на карт в каче­стве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, мы сможем избежать многих разочарований.

Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом челове­ком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недо­статках или психической неуравновешенности.

Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции. Ее можно примерно оценить, проделав не­сложный эксперимент. Возьмем лист писчей бумаги и попросим кого-нибудь прижать его за верхний край к стене на уровне груди. Теперь возьмем в руку карандаш и будем держать его перпендикулярно листу на расстоянии в несколько миллимет­ров от стены, прицелившись незаточенным концом в нижний край листа.

Проведем эксперимент. Держащий листок партнер, все время разговаривая с нами, неожиданно опускает его. Листок падает вдоль стены. Наша задача как можно быстрее прижать листок карандашом к стене.

Оцениваем результат эксперимента. Он будет тем лучше, чем ближе к нижнему краю листа окажется карандаш, прижи­мающий его к стене. Если же вы прижали лист в верхней его части, то можно забыть о картинге: слишком медленная реакция.

Водитель карта должен иметь хорошее зрение. Его прове­ряют во время обязательного медицинского обследования. Сами же мы дополнительно можем проверить столь важное для картингиста боковое зрение. Хорошее боковое зрение озна­чает широкий угол зрения и позволяет водителю наблюдать за происходящим сбоку, не поворачивая головы и не упуская из виду направление движения.

Для определения угла зрения проделаем еще один экспери­мент. Глядя перед собой, вытянем горизонтально вперед руки со сжатыми кулаками и выставленными большими пальцами. Теперь разводим руки в стороны и, не поворачивая глаз, наблюдаем за пальцами. Руки разводим до тех пор, пока видим пальцы. Угол, который образуют между собой руки, и будет уг­лом зрения наших глаз. Желательно, чтобы мы видели пальцы при угле 180°.

Водитель карта всегда должен быть в хорошей физичес­кой форме. Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна, выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо гово­рить об устойчивости к совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум, воз­буждение, напряжение и т. п.

Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным и уметь ездить без излишнего риска. В любой ситуации он дол­жен уметь владеть собой. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас опре­делять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуи­тивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной си­туации.

Картингист должен отлично владеть техникой скоростной езды на. карте, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен быть и механиком. Ему не обязательно все делать самому, больше того, в перерывах между заездами он и не должен возиться с картом, предоставив это коллегам-механикам. Но он должен отлично знать конструкцию и «ха­рактер» двигателя и других механизмов карта, чтобы чув­ствовать их работу, предохранять их от перегрузки или пов­реждения и суметь довести карт до финиша, а ведь это является основным условием достижения хорошего результата.

Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда неизвестно, что ждет едущих впереди.

Обязательным условием занятий картингом является соот­ветствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их добиться. Только сплав мас­терства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.

Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофи­зическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, врож­денная, которую невозможно однозначно определить. При уп­равлении картом необходимо еще чутье, врожденное шестое чувство, благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать предоставившуюся ему возможность. Я считаю, что опытный тренер, наблюдая за группой ребят, впервые севших за карт, уже через несколько кругов безошибочно определит, кто станет хорошим гонщиком, кто имеет шансы стать выдающимся спортсменом, а кто навсегда останется середняком.

Экипировка водителя

Водители картов, особенно в молодежной и популярной ка­тегориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.

Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.

Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем. Чаще всего используется шлем, закрывающий всю голову и лицо. Шлем представляет собой довольно жест­кую и прочную оболочку из стеклопластика. Спереди сделано поперечное окно, через которое смотрит гонщик. Соответствую­щим образом сделанная подкладка обеспечивает плотное при­легание шлема к голове. Полностью замкнутая конструкция шлема может привести к тому, что непривычный человек в пер­вый момент может почувствовать себя неуютно, очень ско­ванным. Естественно, это чувство скоро проходит.

Окно в шлеме, через которое смотрит водитель, закрыто за­бралом из плексигласа. Забрало на шарнирах поднимается вверх. Опущенное забрало закрепляется двумя защелками. За­брало делается полностью прозрачным либо затемненным с переменной степенью затемненности. Выбор забрала опре­деляется погодой.

На забрале не должно быть царапин, волн или помутнений, искажающих картину, а в солнечную погоду создающих десятки раздражающих зайчиков. К сожалению, забрала из плексигласа легко царапаются. Практически каждый сезон, а то и чаще надо обновлять комплект забрал. Небольшие царапины можно удалить, полируя плексиглас окисью церия или специальной пастой для полировки пластмасс.

Чаще всего забрало царапают в дождь, когда гонщику все время приходится его протирать рукой. Чтобы избежать этого, вместо забрала предлагаются устройства, отбрасываю­щие воду. Такое устройство представляет собой прозрачный диск из плексигласа, вращающийся на оси, крон­штейн с этой осью крепится к шлему вместо забрала. Вращение диска во время гонок обеспечивают небольшие лопатки, имею­щие соответствующую форму, расположенные по периметру диска. Попадающая на диск вода стекает с него под действием центробежных сил, возникающих при вращении. На наших трассах все еще можно видеть традиционные шлемы, закры­вающие только верхнюю и заднюю части головы. С таким шлемом приходится обязательно использовать защитные очки. Очки необходимы для защиты глаз от ветра, пыли и насекомых, находящихся в воздухе. Очки должны быть хорошо подогнаны к лицу водителя и хорошо прилегать к нему по всему контуру. Щели между краем очков и лицом приводят к возникновению «сквозняков», вызывающих слезотечение, а это уменьшает остроту зрения. Это замечание не относится к отверстиям в очках, предусмотренным для проветривания пространства между очками и лицом. Правильное расположение отверстий препятствует конденсации влаги на стеклах. Поскольку про­ветривание эффективно лишь во время движения, очки на глаза надо надевать за 10—15 с до старта.

При гонках в солнечную погоду большую пользу может оказать козырек, прикрепленный к шлему.

Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бы­вали случаи тяжелых травм головы из-за того, что при опроки­дывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.

Спортсмены гоночной категории должны пользоваться ком­бинезоном, сшитым из искусственной или натуральной кожи. В школьно-молодежной и популярной категориях разрешается использование комбинезонов из других материалов.

Комбинезон должен быть хорошо подогнан; он не должен где-нибудь давить или сковывать движения. Если вместо кожаного комбинезона мы используем брюки с подтяжками и за­правленную в них рубашку с длинными рукавами, надо следить, чтобы эта одежда плотно прилегала к телу. Слишком простор­ный комбинезон «раздувается» и трепещет во время движения, увеличивая сопротивление и мешая управлять картом. Особен­но важно это по отношению к штанинам, которые наполня­ются набегающим воздухом и задираются, оголяя ноги.

Торговцы картами предлагают также специальные дожде­вые комбинезоны.

В международных командных соревнованиях все члены од­ной команды должны иметь одинаковые костюмы и шлемы национальных цветов. В индивидуальных гонках национальные цвета обязательны только на шлемах. Водители или команды, не выполняющие эти требования, могут быть наказаны штраф­ными очками, которые потом окажут влияние на окончатель­ное распределение мест.

Обувь для картинга должна быть кожаной и довольно вы­сокой, до половины голени. В школьно-молодежной и попу­лярной категориях допускается более низкая обувь, но обяза­тельно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть по ноге и тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с глубоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала.

Использование кожаных перчаток обязательно для безопас­ности и удобства. Перчатки предохраняют ваши руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.

Рекомендуется, чтобы у каж­дого гонщика на шее был жетон с выгравированными на нем фами­лией гонщика и его группой крови. Этот жетон может оказать неоце­нимую услугу при необходимости оказания срочной и эффективной медицинской помощи после аварии. Некоторые гонщики, защи­щаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 мин, применение затычек нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.

Посадка водителя на карте

Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку не трудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.

Водитель на карте должен сидеть свободно и удобно (рис. 12.4, а). Туловище должно быть отклонено назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении между «без пятнадцати три» и «десять минут третьего». Ноги слегка согнуты в коленях (на рис. 12.4, а колени согнуты слишком сильно), пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали сво­бодно с расслабленными мышцами.

Очень важно придать педалям такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. В двухпедальной системе ноги постоянно касаются педалей, совершая лишь небольшие движения (рис. 12.5). В трехпедальной системе нужно иметь возможность легко, естественным движением переложить пра­вую ногу с педали тормоза на педаль газа и обратно.

Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскакивали с педа­лей. Показанная на рис. 12.5 педаль тормоза (левая) осна­щена для этого дополнительной «шпорой», сделанной из прово­локи.

РисунокРис. 12.4. а — правильная; б — неправильная

На картах, позволяющих занять правильное положение, не­которые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков (см. рис. 12.4, б), судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.

На трассе водитель не должен изменять положения рук на руле. Руку от руля можно отрывать только для переклю­чения передачи. Некоторые водители делают это почти не от­пуская руля. Иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сиденья. Это не сказы­вается на управлении картом, но избавляет водителя от сме­щений при тряске.

Применение привязных ремней правилами разрешено, но нецелесообразно и практически не встречается. При опрокиды­вании карта даже лучше, если водитель вылетит из него, потому что нет кузова, который защищал бы его от ушибов.

Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны, руки не должны их заслонять. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель. Во время гонок некогда фиксировать числовые значения, можно только отметить, находится ли стрелка в поле отмеченного диапазона.

Рисунок

Рис. 12.5. Правильное положение ног

Нет комментариев »

You must be Войдите чтобы оставить комментарий.